Sitemap

История о кальянной, почтовом отделении и 600 рублях

Или что я чувствую, когда вижу пожилых людей, которые считают каждую копейку

4 min readDec 12, 2021

--

Чтобы сюжет работал, сначала должен быть протагонист и его убеждения. И они были, протагонист этой истории сейчас набирает эти строки.

Дальше должен появиться антагонист со своей сильной позицией, а вместе с ним в сюжет должен заехать конфликт. И протагонист поучаствовал в дискуссии в чатике бывших коллег с крепко уважаемым бывшим тимлидом.

Что будет в финале — неважно. Главное, что на пути к этому финалу протагонист должен подвергнуть сомнению свои убеждения. И он сделал это.

Но обо всём по порядку.

Прогрессивная система налогообложения

Каждая IT-команда, в которую я попадал, была очень крутой. Поэтому довольно живой чатик (довольно живой для чатика бывших коллег, которым около или за 30 лет) с предыдущего места работы, служивший нам флудилкой, плавно эволюционировал в полноценный alumni, когда большинство из нас разбежалось вверх, вбок или в вольное плавание.

В один прекрасный день из множества слоёв локальных мемов и щитпостинга родился разговор, который посеял зерно сомнения в голове протагониста.

Спор разгорелся вокруг прогрессивной системы налогообложения. Я, как, видимо, отмороженный капиталист, свято верю в то, что труд должен оплачиваться. А вдвое ценный труд должен оплачиваться вдвое больше. Поэтому я поспешил выразить своё фи, когда мой бывший тимлид, поделился страшной информацией о налоговом законодательстве страны, в которой он сейчас счастливо пребывает: если его зарплата вырастет в 2 раза, то подскочившие налоги оставят ему на руках всего на 25% большее вознаграждение.

Ожидая встретить поддерживающее фи, я был страшно удивлён, когда он изложил прямо противоположное суждение. Его позиция заключалась в том, что повышенные налоги позволяют поддерживать высокий уровень жизни для всех граждан, включая метафорическую уборщицу тётю Мотю. Ибо чем ты, я, то есть, лучше тёти Моти?

Ничем, конечно. Но такие аргументы выглядят нечестно, потому что заранее очерняют последующие рассуждения оппозиции. Если в лоб, то раз мы с тётей Мотей одинаковы, то почему бы нам не платить налоги по одинаковой ставке? А если чуть более эгоистично, то, что если я хочу что-то, что потребует увеличения моей зарплаты в 2 раза? Кажется, что в таком случае мне нужно будет работать в 2 раза больше или в 2 раза качественнее, или всё сразу. Да, конечно, это не всегда так работает, но давайте помечтаем. С прогрессивной со всех сторон системой я верну лишь четверть удвоенных усилий. Хоть убей не вижу это верным, честным, справедливым.

Подытожим: либо я покупаю телевизор на 20 дюймов больше на пару месяцев раньше, либо тётя Мотя живёт хорошо. Зерно сомнения с морщинистым лицом тёти Моти посеяно, ведь я искренне хочу, чтобы все тёти Моти жили достойно, а не считали мелочь в протёртом кошельке.

Это выяснили, поехали дальше.

Ремесленники и потреблядство

Я люблю курить кальян и пить сухие сидры. Моя новая команда тоже любит курить кальян и пить всякое. Поэтому мы довольно часто ходим во всякие харчевни, курильни и бухальни вместе.

Во время одного из таких походов я включил режим “дед инсайд” и завёл свою любимую шарманку о том, что фронтендеры, красящие кнопочки, получают незаслуженно много, если сравнить с важными профессиями. Например, врачами и учителями, классический набор. Рыночек, конечно, порешал, и даже в мою пользу, но это просто не чувствуется справедливым.

Мой нынешний тимлид, которому я это всё заливал, заняв солидную позу, назвал фронтендеров ремесленниками, и привёл довольно хорошую аналогию: врач поможет 10 людям в день, а сапожник сделает удобнее жизнь для многих тысяч человек. В целом, это так, сапожники, значит, сапожники. Особенно, когда будучи сапожником, ты можешь позволить себе частенько зависать в злачных местах и ежемесячно недешёво потреблядничать.

Совершенно забыв и про тётю Мотю, и про ремесленников, я пошёл на очередной алкотрип: весь вечер вспоминал музыкальную юность, цветущую молодость, в общем, всячески пытался выглядеть дедом, которому уже можно говорить, что раньше было лучше. Под утро я буднично оплатил стол на пятизначную сумму и поехал домой.

Мы уже совсем близки к кульминации и отложенной детонации зерна сомнения с тётей Мотей.

Московский Комсомолец и 600 рублей

Проснувшись после описанного в последнем абзаце предыдущей главы приключения, я пошёл на почту. Ещё со вчера меня там ждала пластинка с первым альбомом ППР из ограниченно напечатанной партии, и мне не терпелось её забрать.

Передо мной на почте был один человек — преклонных лет дедушка, которому я помог разобраться с терминалом и получить нужный талон для очереди. Оказалось, что он хотел оформить подписку на Московский Комсомолец по увиденной в интернетах цене в 1500 рублей. Работники кассы про такую цену ничего не знали и предложили оформиться либо на месте за 2100, либо на том ресурсе, который обещает подписку за 1500. Дедушка расстроился и пошёл домой, освободив мне очередь. Спустя пару минут я получил свою пластинку и пошёл с ней домой, мрачно размышляя об этой ситуации с подпиской и 600 рублями разницы.

В голове сразу ясно представилась европейская тётя Мотя, для которой в данной ситуации важным мог оказаться принцип, но никак не 600 рублей. Несчастные 600 рублей! Возможно, этот дедушка питается на них всю неделю, а я буквально за несколько часов до этой сцены не глядя бросил на стол сумму на два порядка выше.

Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что не я виноват в этой ситуации. Не я назначил дедушке пенсию, из которой нельзя выделить лишние 600 рублей на желаемое. Я достаточно долго учился и работал, чтобы красить кнопочки, и полностью заслужил ту позицию и те деньги, что имею. Я до сих пор не считаю справедливым прогрессивное налогообложение, потому что я хочу получать столько, сколько заслужил. Но, как и в ситуации с разговором о ремесленниках, подобные сцены вызывают иррациональное чувство вины и желание делать больше, чтобы воплощение российской тёти Моти в лице этого дедушки могло оформить себе подписку на Московский Комсомолец.

Заключение

Как я написал выше: я всё ещё придерживаюсь своей позиции. Но подобные истории я вижу однозначным благом, потому что расширять перспективу и видеть ситуацию под разными углами необходимо. Забираться на стол, менять точку обзора. О, капитан, мой капитан.

Благом для всех, кроме дедушки, для которого 600 рублей — это значительная сумма.

--

--

Anton Subbotin
Anton Subbotin

Written by Anton Subbotin

Software Engineer at Yandex Practicum · Mentor · Author of educational content

No responses yet